Топят ли баню в Сочельник

Топят ли баню в Сочельник

До сих пор не утихают споры можно ли работать, и топят ли баню в Сочельник или другие православные праздники. Глубоко верующие люди считают грехом увеселения и принятие бани в канун или в дни христианских праздников. Запрет еще подогревает то, что баня — одно из немногих строений, которое не освящается церковнослужителями. Топить баню в Сочельник — это серьезный запрет или глупый предрассудок?

Что такое Сочельник, и как в этот день очищаться?

Рождество – это великий христианский праздник, прародитель всех остальных празднований. Это победа света над силами тьмы и надежда на новую жизнь. К его встрече верующие очень трепетно относятся. Праздник Рождества стараются встретить в чистоте и благоговении. Еще в древних времен люди максимально готовились к Крещенскому Сочельнику. В этот день заканчивали пост, одевались в лучшие одежды, готовили рождественский ужин, ходили в гости с колядками и песнями. С праздником связано много примет и суеверий.

До наших времен дошли запреты и суеверия, нарушение которых влечет за собой неудачи или беду на весь последующий год. Но давайте разберемся, можно ли париться, и как это делать?

Мнение современных священнослужителей

Современные священники в христианские праздники разрешают соблюдать гигиенические процедуры. Конечно, топить и принимать баню в Сочельник категорически не возбраняется, но лучше все-таки посвятить вечернее время службе общению с Богом и помазанию, а попариться заранее. Обычно на Руси банными днями считались предпраздничные дни. Например, Чистый четверг перед Пасхой.

Считается, что до праздника нужно очищаться духовно (молитва, смирение, пост, прощение обид). Баня в предпраздничные дни носит более глубокий смысл. Это не только очищение от внешней грязи. Зимняя банька помогает сбросить гнет усталости и бед прошлого года и встретить новый цикл обновленным и одухотворенным.

Принятие бани в этот вечер не считается большим грехом, но придавать парению особого размаха и принимать алкоголь не стоит. Тихо и без лишнего шума в целях гигиены париться в бане не запрещено. На вечернюю службу лучше приходить опрятным и чистым, попарившись днем. Единственно, возникает вопрос можно ли работать: колоть дрова, носить воду и разводить огонь. Но это все каждодневные заботы, такие как приготовление еды, и Пост здесь не причем.

Мнение древних язычников

До принятия христианства в этот день по одной из версий встречали радостный праздник «Корочуна». То есть приветствовали Солнце и встречали новый период. Согласно других версий в этот вечер отмечали День рождества Кола Сварога – Бога Творца Вселенной. Именно в канун Рождества все живое: вода, растения, земля обладали мощной целительной силой, поэтому языческие славяне использовали силы стихий себе во благо именно в этот день. К празднику вся семья усиленно готовилась. Все очищались духовно и физически. Соблюдали пост, молились, убирались, мылись, а хозяин готовил баню. Всеми семьями в обязательном порядке ходили в баню и очищали свое тело и остальные 8 оболочек.

Есть два взгляда на проведение праздника. Тихо или шумно. В отличие от христианских обычаев, все происходило весело и шумно. В эти дни топили снег и полученную воду выпаривали в бане. После бани обтирались снегом и прыгали в прорубь. Считалось, что так продляется молодость, здоровье и красота.

В это день был даже особый  порядок действий для омовения.

В баню входили 7 заходов, и каждый раз имел свой сакральный смысл.

Первый раз.

В первый заход проговаривали заговоры. В них просили Банника хорошего пара и воды, возродится духом, очистится телом и душой.

Далее просто входили в парную и давали телу привыкнуть к теплоте и неге. Сидели до первого пота. Некоторые делали двойник своих неудач — куклу-ольшанку и верили, что она заберет все невзгоды и болезни. Это в основном тряпичная кукла-мотанка, над которой читался особый заговор. После первого захода в баню, прочтения заговора и рассказа о том, чего хочешь избавиться, ее сжигали в топке.

На выходе омывали тело теплой водой и вытирались льняным полотном.

Второй раз.

Обтирались солью и смывали все теплой водой. Вытирались льняным полотном.

Третий раз.

Полностью обмазывались медом, включая лицо и волосы. Потом смывали все теплой водой. Вытирались льняным полотном.

Четвертый раз.

Неподвижно сидели или принимали другую удобную позу. Расслаблялись и позволяли теплу распространяться по всему телу.

Пятый раз.

Хорошенько проходили по телу веником. Это мог быть веник из полыни, крапивы или дуба. Он активизировал все силы организма. Также сидели на нем и прогревали поясницу. На выходе – холодные процедуры. Обливание или обтирание снегом.

Шестой раз.

Опять парились с ароматным веничком. На выходе опять холодные процедуры.

Седьмой раз.

Просто сидели и ощущали тишину и умиротворение в организме.

Такой цикл процедур полностью восстанавливал все силы. После окончания бани, как правило, пили травяные чаи и не переедали. Это замечательная последовательность, которую можно использовать и в современной бане.

Говоря о бане, язычники считали, что в дереве, воде, огне заложена душа богини Софии. Волхвы для исцеления людей создали храмы-бани. Священники поначалу возводили запреты на бани, но потом ослабили табу. Только не разрешалось входить в баню с крестом или иконой, чтобы не ввести наготой своей в грех святителей.

Сегодня русская баня популярна на весь мир. Сочетание современной аромотерапии и древних традиций каждый день находит новых поклонников.

Как правильно растопить баню

Медленная растопка баньки – это залог хорошего стойкого жара. На растопку использовать лучше дрова. Топить лучше ольхой, березой или сосной. Они насыщают энергией всю баню и передают здоровье и бодрость духа тем, кто омывается. Для создания определенного аромата можно посыпать на пол ветки сосны или ели.

Порядок растопки дров тоже немаловажен. Начать растопку следует с подготовки помещения. Все стены, потолки, пол тщательно моются и потом проветриваются. Растопка бани происходит в несколько этапов:

  • Уборка колосника и поддувала от остатков золы с прошлых топок.
  • Мойка камней. В теплой воде в тазу камни очищаются от пепла и пыли.
  • Подготовка к розжигу. Для этого нужно закрыть входную дверь, открыть поддувала,топки и  с помощью спички убедиться в тяге дымохода.
  • Розжиг. Выбираются примерно одинакового размера 4 полена, под низ кладутся стружка из поленьев и газета. Все это пересыпается стружкой и накрывается газетой. Подносится спичка. После стойкого огня дверца топки закрывается.
  • Поддержание огня. Примерно через 10 мин нужно открыть дверцу и разровнять дрова. Добавить еще на 2/3 высоты топки поленьев. В процессе горения перемещайте дрова кочергой, равномерно распределяя тепло.
  • Завершение топки. Удостоверьтесь, что все угли перегорели, все камни красные, а котел кипит. В помещении температура должна быть от 60 до 90 град.
  • Подготовка помещения бани. Для этого нужно открыть задвижки, закрыть дверцы поддувала и топки. Потом открыть окна, двери и налить воды на камни, полы, стены, потолок. Помещение должно прогреться 1-1,5 ч. После этого можно заходить и парится.

В холодное время года прогорание составляет до 6 часов, в летнее время 2-3 часа.

Совет: «В процессе горения не подкидывайте мусор и старые вещи. Они выделяют токсичные пары и приносят вред организму».

Подводя итоги, баня – это комплексное оздоровление всего тела, души и духа. Чтобы омовение удалось, накануне нужно подумать о желаниях, мечтах или планах на будущее. Если наши далекие предки-язычники относились к бане как к невероятному храму для подпитки всего организма, то почему мы должны пренебрегать драгоценным опытом.

Парьтесь на здоровье!

About the Author