Всерьез задаться вопросом о том, можно ли топить баню на Рождество может только человек, причисляющий себя к христианской церкви. Для приверженцев других религиозных верований вопрос о соблюдении ограничений, связанных с празднованием этого праздника, разумеется, не стоит. Как не настигает их и кара за нарушение предписаний, рожденных в недрах церковной казуистики. Тем не менее, вопросом этим задаются люди воцерквленные, но имеющие настолько туманные познания в области религии и догматов церкви, что вынуждены обращаться за советом не к первоисточникам, а искать ответы на свой вопрос в интернете — можно ли топить баню на Рождество?
Мечом и огнем, посулами и принуждением, на Руси было насаждено христианство. На протяжении многих тысяч лет предки населяющих Русь народов исповедовали язычество – естественную религию, через которую прошли все известные науке народы. Которой до сих пор придерживаются не только затерянные в джунглях Амазонии племена, но довольно обширный контингент вполне современных и образованных жителей страны – неоязычников.
На протяжении ранней истории развития Руси баня занимала очень значительное место в жизни людей. Благодаря приверженности населения к еженедельным водным процедурам, раннюю, дохристианскую Русь во многом миновали такие страшные болезни, как чума, холера, оспа – десятками тысяч выкашивавшие население Западной Европы, не знавшей парной бани.
Кроме чисто утилитарных функций соблюдение гигиены, с баней было связано множество народных верований, традиций, обрядов. Существовал и собственное банное божество – Банник с приходом христианства подобно Зевсу, Аполлону и Венере причисленный попами к нечистой силе. Насколько сильны были связи бани с жизнью дохристианской Руси свидетельствуют такие способы её использования как:
Все эти обряды были связаны с празднествами, посвященными тому или иному божеству, и приходились на разные времена года, преимущественно совпадающими с календарем сельскохозяйственных работ: посевом и уборкой урожая. Никому и в голову не могло прийти, что в тысячах километрах от границ Земли Русской, по пыльным городкам скитается в окружении толпы фанатов еврейский проповедник, объявивший себя Сыном Бога. И тем более никто не собирался следовать ограничениям, придуманным иудеями-скотоводами, которые бани вообще не знали, соблюдали заповедь сокрытии наготы и рожали детей в скотских хлевах и пещерах.
Будучи местом совершения обрядовых культов, посвященных богине Ладе, жертвоприношений Баннику — не кровавых тельцов и баранов, а вполне утилитарных, безобидных вещиц: кваску, луговых цветов, березовых веников, теплой водицы да ковшика щелока или мыльного корня, баню могла постичь участь капищ и идолов. Кроме места поклонения языческим божествам, баня привлекла внимание церковников и другими несовместимыми с христианскими канонами обычаями.
Традиционно в банях мылись всей семьей, в несколько заходов: по горячему пару – мужчины, в подостывшей бане женщины и дети. А вот в городах, где не было возможности построить баню для каждой семьи, существовали общественные мыльни, в которых совместно мылись и мужчины, и женщины всех возрастов. Причем эта традиция пережила приход христианства почти на 900 лет. Настолько сильна была тяга русского народа к традиционному месту встреч и проведения нескучного досуга. Только в 1782 году «Уставом Благочиния», изданным Екатериной II, окончательно была запрещена совместная помывка мужчин и женщин в одной бане.
Многие современные историки рассматривают бани, как рассадник заболеваний, передающихся половым путем. Особенно в те времена, когда бани выполняли роль домов для встреч. Нельзя отрицать, что совместная помывка молодых мужчин и женщин всегда обходилась без эксцессов. Но это было народной традицией и воспринималось совершенно естественно. Искаженная мораль, зародившаяся в недрах христианских общин на ранних стадиях развития этой религии, распространенной среди рабов и плебса, наложила отпечаток на требования ко взаимоотношению мужчин и женщин.
Ни раб, ни бедный ремесленник не могли себе позволить выбирать пару по своему усмотрению. Женщины даровались, как великая милость со стороны хозяина, а ремесленнику надо было очень долго работать, чтобы внести венок за невесту. Поэтому апологеты самого консервативного течения в христианстве – Православия, видели в свободных взаимоотношениях, царящих в бане, прямую угрозу своему учению. Люди были свободны в своем выборе, а не связаны по рукам и ногам узами рабской покорности и зависимости от воли хозяина.
Для христиан Рождество, наряду с Пасхой – один из величайших праздников, который собирает в стенах храмов наибольшее количество верующих. Современные священнослужители не брезгуют никакими пиар-технологиями, чтобы привлечь в стены храма как можно больше прихожан. В этих целях усердно поддерживаются заблуждения о «богоугодности» тех или иных поступков людей, казалось бы, никаким образом не связанных со свободой совести. Одним из таких стойких суеверий является запрет на поход в баню накануне или во время Рождества.
Ни один поп прямо не запретит прихожанину истопить баню накануне праздника Рождества и попариться с веничком от души! Иначе такой священник рискует заработать репутацию ретрограда и мракобеса. Поэтому избирается путь увещевания. Зная слабость русских людей к праздному времяпрепровождению в бане в компании друзей, и сопровождающие это действо возлияния, церковь апеллирует уже не к греховности посещения бани в гигиенических целях, а к совестливости людей, отдавших предпочтение дружной веселой компании посещению церкви — многочасовому стоянию на службе под пение церковного хора, навевающее отнюдь не самые радостные мысли.
Крайне негативно относится церковь и к пережиткам языческих обрядов, глубоко укоренившихся в народе. Традиционно, накануне Рождества, подменившего существовавший у язычников-славян праздник рождения младенца Солнца – Коляды, было принято гадать.
Излюбленным местом для этого у девок и молодых женщин была баня. В ней можно было уединиться, отвлечься от домашних хлопот. Банный дух, пропитанный ароматом чистоты и свежести, навевал мысли о благоприятных переменах в новом году. Так как Рождество (Колядки) приходится на самый холодный месяц года, в не протопленной бане долго не засидишься. Именно поэтому, опосредованно, церковники не рекомендуют топить баню накануне религиозного праздника, чтобы не было соблазна заняться гаданиями.
Прямого запрета топить баню накануне Рождества и париться в ней не содержится ни в одном из канонических текстов, на которых зиждется христианство. Просто потому, что ни Христос, ни его последователи не знали, что такое русская баня. Поэтому не могли предусмотреть запрет того, о чем не ведали. Отрицательное отношение к банным процедурам в этот день – издержки борьбы церкви за паству. Причем они имеют значение только для приверженцев православия и никоим образом не касаются атеистов, мусульман, иудеев, буддистов или традиционных язычников. Можно ли топить баню на рождество? Многие миллионы людей топят бани и парятся в них 7 января, не испытывая дискомфорта или кары со стороны частно-христианского божества.