Для кого топили баню в старину

Для кого топили баню в старину

Баня для русского человека не просто гигиенические процедуры. Это целый ритуал, праздник души и бренного тела. Баня неотъемлемая часть образа жизни и культуры, поэтому ее с уверенностью можно назвать национальным достоянием.

Первые упоминания о бане записаны в манускриптах Нестора Летописца в XII веке. В них монах рассказывал о любви русского человека к родной бане: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья младые, и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живы, и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».

Некоторые историки указывают, что баня на Руси появилась еще до принятия христианства в V-VI веке. Одни исторические факты говорят, что баня была привезена спартанцами или арабами; вторые — что баня исконно русское творение. Но как бы там не было, баня всегда была для славянина особым местом и большой любовью.

Для кого топили баню в старину

Заморские путешественники и историки оставили множество очерков о русской бане. Для немытых европейцев было в диковинку понятие о тогдашних омовениях и банных нравах. Русский способ мыться европейцев приводил в изумление и неописуемый страх. И не мудрено, ведь было чему пугаться. Распаренные до красного цвета голые мужчины и женщины яростно хлестали себя дубовыми или травяными вениками. На горячие угли лили воду и под дикие крики выбегали за порог из пара. После всего этого еще и ныряли в прорубь и обтирались снегом. В глазах приезжих это выглядело как пытка.

В селах и городах баня устраивалась по-разному. В деревнях почти в каждом дворе хозяева выстраивали себе личную баню. Так было для того, чтобы не принести лишних болезней. Мылись и парились всеми семьями раз в неделю по субботам, или когда кто-то заболеет. Строить разрешалось баню всем, у кого достаточно земель. Постройки возводили недалеко от водоемов, так как пожары в банях случались часто.

Общественные бани в городах появились во времена правления царя Алексея Михайловича в XVII веке. Это были трех секционные постройки с предбанником, парильней и мыльницей для мужчин и женщин. За небольшую плату их посещали люди любых сословий и возрастов. Никто никого не стеснялся, даже подшучивали над своей нескромностью. Ходили париться семьями, с друзьями. Купцы в парных нередко решали деловые вопросы, заводили полезные знакомства, собирали полезные новости.

Богатые люди отдавали предпочтение не домашним, а отдельным общим баням. В 19 веке стали появляться элитные банные клубы с прислугой и буфетом. Например, дворянские Сандуны в Москве, основанные в 1808 г. По легенде в этой бане купался сам Бонапарт, когда вошел в Москву. Банное дело в то время было очень прибыльно. Поэтому после Сандунов в 1881 г были возведены китайгородские бани Геасимым Худовым и поражали широтой размаха. Они разделялись на множество комнат для различных сословий общества.

Многие называли тогда такие бани источником разврата. Здесь же в центральных залах работали банщицы-растиральщицы, которые могли уединиться с состоятельными посетителями в отдельных комнатах. Поэтому большим ругательством того времени было слово «банщица».

Запрет на совместную однополую баню вышел в 1643 г по указу Алексея Михайловича. Но на деле народ продолжал совместно пользоваться парильней. Это продолжалось до тех пор, пока не стали строить бани с двумя парилками и Екатерина Великая чуть подправила указ. С того момента разрешалось входить на женскую половину мальчикам до семи лет, прислуге и врачам.

Русские парные за границей не прижились. В отличие от них появились сухие сауны, термы.

Банные традиции

Существует множество банных традиций. Без бани не обходилось ни одно важное событие на протяжении всей жизни славян. Баня считалась у славян не только способом омовений, но и обрядовым местом. В бане проходили роды, свадьба, супружеские омовения и даже прощание с покойником.

Будущая свекровь приглашала в баню невестку на смотрины здоровья, выносливости и силы духа невестки. Накануне свадьбы девушки устраивали своеобразный девичник с гаданиями и обрядами, а жених тоже собирался отдельно в бане с друзьями и прощался с холостой жизнью. После бракосочетания на следующий день молодята под песни и обряды отправлялись вместе в парильню. Родители встречали их на входе с хлебом — «банником» и куриным мясом. После каждой близости перед походом в церковь супруги по традиции вместе ходили в парильню.

Баня считалась самым чистым местом для родов. Роженицу на время и после родов помещали в хорошо прогретую баню. Вначале растапливали баню, стелили солому и заводили повитуху с роженицей. После рождения обнаженная повитуха совершала вместе с младенцем ритуальный заговор. В нем она просила здоровья и счастливой судьбы новорожденному. После заговора мать и дитя вместе купались, парились и проговаривались заговоры на судьбу, здоровье и счастье. Ребенка держали вместе с матерью от трех до семи дней в бане и только потом торжественно заносили в избу к отцу.

Еще со времен правления Владимира Великого бани использовались как средство от болезней. От любой хвори, особенно при насморке, простуде или заболеваниях суставов, лечились веником и паром. Эту традицию переняли монахи, знахари.

Особой популярностью баня пользовалась у незамужних девушек для святочных гаданий. Считалось, что в бане обитает дух «банник». С его помощью девушки пытались предугадать свою будущую судьбу: скоро ли пойдут они замуж, какой нрав у суженого, и будет ли он поколачивать жену. С помощью специальных слов в бане влюбленные девицы могли даже приворожить понравившегося ей парня.

Как строили и топили баню

Строительство и топка бани были целым ритуалом. К выбору бревен, места относились очень серьезно. Для придания особого аромата выбирали разные сорта дерева. Щели законопачивали мхом и оставляли небольшое отверстие в стене для выхода дыма.

Первая парная баня топилась по-черному. Черная она называлась, потому что все стены, полы, полоки были закопчены пеплом. Это низкая бревенчатая избушка без дымохода с маленьким окошком и высоким порогом. Чтобы не скапливалась вода, ее делали с уклоном и полов из досок со щелями. Для придания ароматов пол стелили еловыми ветвями или просто соломой. В дорогих банях клали душистое сено. Внутри справа от двери была печь-каменка. На растопку печи уходило гора дров, так как ее топили до красных камней до четырех часов. Первый жар, чтобы очистить от сажи, выпускали из дверей и окна, а на второй раз заходили и плотно закрывали все двери. Рядом ставили два таза. В один из них бросали щипцами красный камень и согревали для купания воду, вторым обливали прохладной водой. В банях было несколько полок. На верхнюю полку ложились самые крепкие посетители, так как температура наверху порой достигала 100 градусов.

Выражение «С легким паром» пошло из-за того, что во время парилки по-черному были частыми случаи удушья.

Позже банницы обустраивали печью, дымоходом. В банях по-белому лежали на обычных русских печах. На них сначала готовили еду, а потом оставшийся жар использовали для банных процедур. После приготовления пищи золу убирали, рядом с собой располагали воду и сбрызгивали низ печи для пара.

Такие парилки не утратили актуальность и сегодня. Сейчас баня по-белому – это очаг с камнями и чан с водой.

Современная мобильная баня плотно вошла в обиход начиная с 2000 года. Это промышленное изделие, которое собирается на алюминиевом каркасе и укрывается плотным тентом. Широко применима в туристических банных походах, в котором баня главный предмет отдыха.

Заключение

Русская баня всегда стояла на страже здоровья и красоты. Знахари, народные целители, костоправы оставили нам огромный багаж знаний оздоровительных банных методик. Поэтому давайте чаще ходить в бани, оздоравливаться и пользоваться бесценным наследием.

«В здоровом теле – здоровый дух!» — гласит народная поговорка. Так идемте же все в баню!

About the Author